Все большее количество россиян склонно доверять продавцам, использующим объемное Интернет-пространство в качестве торговой площадки. Буквально 3-4 года назад крупные магазины мебели представляли свои коллекции исключительно на реальных площадях, а у любого мебельного интернет-портала обязательно существовали альтернативные офлайн точки продаж.
Что имеем сегодня?
- несколько десятков онлайн-продавцов, являющихся дилерами или производителями и поставщиками одновременно, с годовым бюджетом, превышающим 100 000 000 руб.;
- сотни торговых компаний, представляющих средний и малый сегмент.
Россияне настолько изменили свои привычные взгляды на Интернет-торговлю, что предпочитают не только заказывать мебель в сети, но и обращаются в студии 3D визуализации, чтобы специалисты создали красивый интерьер гостиной, спальни, детской с применением готового мебельного гарнитура.
Cui prodest – кому выгодно
Огромные мебельные центры есть в любом городе-миллионнике. В крупном бизнесе сосредоточены игроки федерального уровня, а также иностранные производители и их дилеры. Мелкий, средний бизнес, как правило, занимает нишу дизайнерской мебели или аксессуаров, изготовленных на заказ. По словам самих игроков, к Интернет-продажам в первую очередь переходят компании, которые осознают необходимость формирования омникального торгового пространства и модернизации инструментов взаимодействия с клиентами. Как ни странно, эта задача больше по силам средним компаниям, поскольку крупным предпринимателям для перехода на новую схему работы придется в корне менять структуру бизнеса, в т.ч., строить новое онлайн направление, а это ощутимые траты.
Почему выгодно
Аренда – старый способ организации продаж, у которого единственный плюс: минимальные начальные капиталовложения. Арендовать помещение – дело затратное, особенно в Москве: если вы захотите устроить мебельный салон в центре столицы, не выезжая за Садовое кольцо, будьте готовы к тарифу 1 000 долларов/год за м2. Учтите, что салон – тот же выставочный зал, требует много места: в среднем на демонстрацию коллекции необходимо около 150 м2, итого имеем минус 150 000 долларов в год – в карман арендодателю. Как вариант экономии – аренда помещения в промзоне, но ожидать огромного потока покупателей здесь не придется, привлекать клиентуру будете сами.
Проще и выгоднее запустить бизнес онлайн-продаж небольшим поставщикам. Пример: чтобы открыть точку по продаже недорогой мягкой мебели, необходимо иметь около 800 000 руб. начального капитала (расчет выполнен для Москвы). В сумму не входят непредвиденные расходы и траты на рекламу. В колонке ежемесячных трат числятся аренда, зарплата, свет. Теперь возьмем интернет-магазин – его запуск упирается в создание сайта, а ежемесячные траты – это продвижение ресурса в сети. Все. Сравните потенциальную аудиторию пользователей: в первом случае количество посещений напрямую зависит от места расположения офиса и работы рекламных продуктов. Во втором – от уровня эффективности работы специалиста, занимающегося оптимизацией. Все встает с ног на голову, если траты на рекламу и продвижение сайта превысят расходы офлайнеров.
Растущий интерес к сфере Интернет-торговли отмечают и специалисты, занимающиеся 3 D дизайном интерьера. В частности, А. Аминова, руководитель одной московской дизайнерской студии, отметила, что за последний год особенно возрос спрос на элементы интерьера, размещенные на онлайн-витринах. Намного проще выбрать то, что нравится, разглядывая картинки и качественные фото, чем тратить время на изнурительные походы по магазинам. Собеседница привела еще несколько наглядных примеров:
- из выполненных 57 проектов только в 7-ми случаях заказчик предпочел отправиться с дизайнером в салон, чтобы подобрать мебель. Остальные обошлись онлайн источниками;
- в I полугодии 2016-го на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли продажи партнеров, работающих онлайн;
- на 1,5% – увеличилось количество заказов, выполненных через соцсети;
- подавляющее большинство заявок теперь отправляют с помощью мобильных устройств и специальных приложений.
Все больше и больше продавцов сегодня отказываются от работы в рамках шоу-румов. В основном это связано со снижением спроса на товар, что в свою очередь продиктовано ухудшением платежеспособности населения. На фоне сложившейся тенденции к деградации рынка выигрывают компании, занимающиеся реализацией предметов интерьера низкого ценового сегмента. По мнению экспертов, в ближайшие 6-7 лет большинство участников рынка, которые пока торгуют через магазины, уйдут в Интернет-пространство.
Какие преимущества несет способ покупки стульев, шкафов, гардеробов онлайн:
- отсутствие предоплаты: в основном практикуют безналичный расчет, наложенный платеж или передачу денег курьеру во время доставки. Это стимулирует продавцов как можно быстрее отправить заказ клиенту;
- огромный выбор: обычный салон физически не в силах вместить всю мебель из каталога Интернет-магазина;
- удобная фильтрация мебели: клиент просто выбирает на фото диван и прикидывает несколько цветовых, фактурных версий, с отделкой или без;
- гарантии на сервисное обслуживание: из этого складывается репутация;
- легкая управляемость продаж и рекламными продуктами;
- ввод новых позиций мебели без фактического приобретения: продавец дает заказ на фабрику по мере поступления заявки.
По словам управляющего директора одной мебельной компании, работающей дистанционно, и поставщики продуктов, и известные участники рынка отмечают снижающийся интерес потребителей к сектору офлайн-продаж. Напротив, количество клиентов интернет-магазинов неустанно растет. Не малую роль в этом играют социальные сети – ВК, Facebook и др. Их в пору рассматривать, как эффективные маркетинговые каналы, через которые продавцы получают новых клиентов.