В мае итальянская Венеция встречала необычных гостей – специалисты из разных стран приехали на одно из самых значимых событий в мире архитектуры. 15 Международная биеннале прошла под руководством главного куратора А. Аравена, чилийца по национальности, прославившегося креативными проектами социальной направленности (например, один из его последних проектов – дома для бедного населения латиноамериканских стран).
Мероприятие было посвящено поиску и анализу современных достижений архитектурного промысла, а также острейшим проблемам человечества, касающимся национальной разобщенности, всеобщей миграции, экологии, развития городов и др. «Репортаж с передовой» - тема биеннале, предложенная чилийским куратором. Рассказать о главных направлениях мероприятия, поделиться мнением о форуме мирового масштаба, корреспонденты одного известного специализированого онлайн-портала попросили Илью Машкова, главного идейного вдохновителя мастерской «Мезонпроект».
Московский архитектор считает, что 15-я по счету выставка имела глубокий философский смысл, потому что она была посвящена служению людям. Главными вдохновителями в этом начинании выступают архитекторы. Символично выглядело и место проведения выставки – это павильон «Арсенал», олицетворяющий передовую современную архитектуру. В качестве декораций были выбраны самые знаковые примеры современных трендов. Особого внимания заслуживают «Летающий остров» (атмосферный макет в 3Д визуализации интерьера) или кукольные макеты, предлагающие особенный «вид из окна».
Что понравилось: принцип «мягкой ассимиляции»
Архитектор остался доволен тем, как работают немцы. Урбанистам из Германии не свойственно бояться проблем – они разбирают их на мелкие детали и решают. Современному архитектору постоянно приходится принимать вызов времени, концентрировать внимание на глобальных задачах по организации пространства, чтобы иметь возможность его быстро и эффективно трансформировать, подогнав под резко увеличившееся число проживающих. Речь идет, в первую очередь, о переселенцах и беженцах: известно, что ФРГ в 2015 году приняла около 1,1 млн паломников, среди которых большая часть – это сирийские беженцы.
Формула массового переселения, которую предлагают использовать немцы, названа «мягкой ассимиляцией». Предполагается, что местности, где предстоит проживать чужестранцам, должны находиться тут же, где живет местное население, образуя таким образом «города в городах». Строиться такие населенные пункты должны по принципу «под себя». Т.е., иммигрантам предоставляются все условия для самостоятельного благоустройства городской территории. Это важно с психологической точки зрения – у человека, приехавшего из другого мира, возникает ощущение собственного родного дома.
Второй момент – развитая инфраструктура: она строится на понятиях равноправия. У местных детей не должно быть лучшей школы, садика, центра. Качество обслуживания и внешний вид учреждений должны быть на едином уровне для всех. Именно так трактуется принцип добрососедства.
Транспортная инфраструктура – третья важная деталь. Каждый иммигрант должен иметь возможность с комфортом добираться до места работы. Первые этажи жилых зданий можно отдать под коммерческое пространства, чтобы переселенцы могли вести здесь малый бизнес (открывать шоу-румы, магазинчики и т.д.).
Чем привлек российский павильон
Российский стенд было бы интересно увидеть всем москвичам – он подробно рассказывает о предстоящей реконструкции ВДНХ, причем на суд зрителей была представлена не 3D презентация, а целое пространство. Готовясь к биеннале, российские архитекторы его полностью переосмыслили, реконструировали. Гости павильона могли обозреть знаменитую копию В. И. Мухиной, скульптуру «Рабочий и колхозница». Здесь же барельеф Вучетича, посвященный знаменосцу мира, масса других артефактов родом из советского прошлого.
Архитектор отметил, что российский павильон в этом сезоне произвел на публику яркое впечатление. Многие с восхищением наблюдали, как постепенно формировалось общественное пространство выставки, как в нем удалось добиться единства. Здесь много говорили о работах молодых архитекторов, принявших участие в работе над российским стендом. ВДНХ – это и есть символ единения народов. СССР давно нет, но главная выставка страны актуальна и сегодня. Она олицетворяет дружбу народов, одновременно является ключевым трендом, соответствующим тематике биеннале.