Статьи

13.09.2016

Клиент и дизайнер – друзья или враги: как избежать разногласий

Очень тонкая аморфная субстанция – этот дизайн интерьера. Свои правила есть и здесь, но все решается на уровне двух субъектов – клиента и дизайнера. Часто мнения обоих по разного рода вопросам категорически не совпадают – как быть, если ни та, ни другая сторона не желает идти на компромисс. Предлагаем несколько советов, способных сбалансировать творческое начало профессионала и упрямство клиента, а он, как известно, прав всегда.

Кто виноват

У каждого заказчика – особенное видение будущего жилья. Некоторые не желают участвовать в проектировании и с самого начала отдаются во власть профессионалам. Грамотные специалисты разрабатывают концепцию, макет, копию 3 Д интерьера, создают схемы, чертежи «под ключ», а потом сами реализуют идею, предоставив заказчику возможность приехать в полностью готовый дом.

Есть другая категория клиентов. Они жаждут принять активное участие в создании проекта, поэтому изначально продумывают идею, в деталях описывают концепцию и хотят, чтобы дизайнер занялся ее воплощением на базе квартиры.

Третья группа заказчиков состоит из навязчивых, любознательных и вездесущих людей. Они держат под контролем каждый шаг специалиста. Постоянно вмешиваются в процесс проектирования, любят подсказывать, учить, наставлять и очень бывают недовольны, когда опытный профессионал высказывает несогласие. Искорка негатива чаще возникает на почве недопонимания и нежелания принимать точку зрения профессионала.

Сами дизайнеры, анализируя происходящее, утверждают, что в таких ситуациях сложно найти виноватых. Дизайн интерьеров, как сфера услуг, стала развиваться в России недавно. Большинство потенциальных клиентов и теперь рассматривают это направление, как роскошь, не испытывают острой необходимости в услугах профи, потому предпочитают оставаться в квартире, стилизованной под «никак».   

Общество пока не выработало определенных стандартов выбора дизайнерской студии. Люди, склонные экономить на всем, считают низкую стоимость услуг приоритетным показателем. Как правило, демпингом в этой сфере занимаются дилетанты. Не трудно догадаться, какого качества услуги они готовы представить при отсутствии опыта и базовых навыков. В итоге клиент платит деньги, получает сервис посредственного качества, конечно, выражает недовольство, тратит нервы. Дизайнер напротив, уверен в своей правоте и считает, что столкнулся с надоедливым заказчиком.

Встречаются ситуации, в которых клиент сам виноват в попустительстве. Большинство до сих пор пытается действовать на авось, и дело не только в отсутствии базовых знаний в сфере проектирования интерьеров (дизайнеры тоже не спешат просвещать каждого в тонкости своего искусства). Как результат, наспех составленный договор, отсутствие четкого понимания прав и обязанностей, халатное отношение к работе, недостаточный контроль, негативный результат и невозможность востребовать издержки даже по суду.

Отправляясь в дизайнерскую студию, каждый должен понимать – все, что касается непосредственно работы над проектом, все тонкости сотрудничества, а также действия сторон при невыполнении условий сделки – все должно быть отражено в договоре. У профессионального дизайнера, работающего на законных основаниях, существует готовая форма документа, в ней прописаны возможные модели сотрудничества. Клиент вправе решить – подходят ему условия или лучше обратиться к другому специалисту.

Важные детали взаимодействия сторон

Договор – обязательный документ: читайте его внимательно и не забудьте, что кроме него взаимоотношения между заказчиком и поставщиком услуг регламентирует другая форма. Техническое задание – именно на почве прописанных в нем деталей часто возникают недопонимания между сторонами, а это ведет к многократным переделкам, новым финансовым вложениям и трате времени.

Пример – клиент заказал 3Д визуализацию гостиной в стиле модерн, при этом в качестве осветительного прибора решил использовать классическую люстру. Этот пункт прописали в ТЗ. Как должен в этом случае поступить дизайнер:

  • Выбрать подходящую модель люстры, найти интересное решение ее инсталляции в модернистский интерьер и выгодно преподнести результат, основанный на смешивании стилей;
  • Перебрать массу способов, как изящно вписать осветительный прибор в комнату и не найти ничего приемлемого. Сделать все, как клиент указал в ТЗ, получить гонорар, но отказаться от авторства. В этом случае не этично выставлять такой проект в портфолио и демонстрировать на сайте;
  • Отказаться от сотрудничества в рамках договора, основываясь на несоответствии методов работы, предлагаемых заказчикам, профессиональной этике.

В таких ситуациях приветствуется индивидуальный подход и действия в соответствии с приоритетами. Когда профессионал жалуется на сложности работы с клиентом, он не осознал сути своей работы. Практика дизайна интерьеров только тогда считается успешной, если в ней реализуются творчество и менеджмент одновременно. Клиент должен понимать, что дизайнер обязан уметь отстаивать свою позицию, иначе вместо качественного проекта можно получить хаотичную подборку элементов из разных стилей. 


Назад