Мебельный рынок характеризуется неоднородностью. Внутри сегмента прослеживается зависимость: в региональных центрах представлены все варианты торговли, соответственно существует жесткая конкуренция и ниже цены (или больше возможностей попасть на распродажи). В той же Москве сосредоточено до 60% всех российских продаж, естественно, представлены все без исключения мебельные ритейлеры. Народ волен выбирать – пойти за кухонным гарнитуром в огромный торговый центр, в уютную мебельную студию за углом, на рынок. Может лучше обратиться в Интернет-магазин, да и визуализацию квартиры с использованием выбранной мебели заказать проще в такой же онлайн студии.
Иначе обстоит дело в средних городах с населением в пределах 500 000 человек. Известные ритейлеры туда не идут, отсюда ограниченное количество мебельных центров. Интернет-магазины отказываются везти товар до места. Это приводит к сокращению конкуренции, сужению спроса.
Люди покупают там, где дешевле
Второй существенный момент является прямым следствием последнего экономического кризиса. Из-за нестабильности российской экономики наш рынок покидают иностранные компании и поставщики. Многие не способны выдержать ценовой конкуренции. Наряду с этим наблюдается сокращение количества мелких производственных фирм. Эти важные обстоятельства не могут не сказаться на ассортименте онлайн магазинов.
Тактильные ощущения – крайне важны
Третья тенденция – взаимосвязанность Интернет-продаж с торговлей через шоу-румы. Взять, например, площадки, занимающиеся распространением мягкой мебели. В этом случае покупателю важно потрогать все своими руками, прикоснуться к ткани, посидеть на диване, кровати – сделать это на расстоянии невозможно. Социальные сети, конечно, помогают, но их роль в этом случае больше рекламно-направляющая. Они нацелены на формирование лояльности со стороны покупателя по отношению к той или иной каталожной позиции, чтобы в итоге вынудить клиента посетить шоу-рум, где представлена мебель. В результате – выигрывают магазины, имеющие в городе хотя бы один салон или склад. Если нет такой возможности, остается 2 варианта привлечения клиентов – демпинг и специальные условия.
Эксперты, следящие за тенденциями рынка, отмечают, что покупки в Интернет-магазинах не всегда выгодны в плане цены. Безусловно, владельцы имеют существенную статью экономии, какой является аренда помещения, но вложения в продвижение сайта тоже огромны, если хозяин стремится завладеть обширной клиентской аудиторией. Тем временем у офлайн-магазина, находящегося в «правильном» месте, ежедневно есть постоянный клиентский трафик, не зависящий от рекламы.
Еще одно преимущество крупных дистрибьюторов состоит в возможности уменьшения маржи и стабильном крупном товарообороте. Интернет-магазину со скромными запросами такой масштаб не по силам. Да, и российское законодательство всегда принимает сторону клиента. Это становится причиной участившихся возвратов товаров при отказе от покупки, что приводит к дополнительным расходам на транспортировку.
В качестве резюме…
Подытожим сказанное: если вы намерены открыть Интернет-магазин по продаже мебели, было бы не плохо иметь хотя бы один небольшой салон или шоу-рум – склад, наконец, куда можно прийти, посмотреть, потрогать руками, подобрать обивку, фурнитуру. Имея представление о форме, габаритах мебели, проще заказать 3D визуализацию интерьера новой квартиры. Очень важной стороной остается порядочность продавца, которая раскрывается при личном общении, а также формируется по факту соблюдения сроков, подтверждения стоимости и предоставления сервисных услуг (той же доставки). Другой разговор – где выбрать место для магазина: тысячу раз подумайте, стоит ли арендовать помещение на территории бывшей промзоны, в приличной удаленности от метро и дорог.
Очевидно, не правильно игнорировать увеличивающийся сегмент сферы онлайн продаж – он уже сегодня отвлекает часть спроса. Аналитики уверены – какими бы удобными и выгодными ни были условия, торговля посредством электронных гаджетов никогда не будет достойным конкурентом традиционным центрам. В настоящее время мебельный сектор занимает только 4% виртуального рынка. Такова специфика продукта – он приобретается на длительное время, стоит не дешево, поэтому в очень редких случаях речь идет о спонтанной покупке. Да, и рано еще говорить о конкуренции – клиенты, которые всерьез занимались изучением вопроса, подтвердят, что количество крупных компаний, способных представить богатейший ассортимент мебели в сети, пока можно пересчитать по пальцам.